Стрижка - вчера и сегодня

    Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где ему придавалось большое значение. Такие произведения имели специальные термины: зеленая скульптура, растительная архитектура, и сад того времени превращался в место показа так называемого топиарного искусства ("топиарии" -садовники).

    В загородных виллах богатых римлян устраивались парки, где неотъемлемой частью были плоские сады - ксисты. Это был участок, как правило, размером 20x10 м, имевший регулярную планировку. Ксист располагался перед зданием виллы в парадной части парка. Главный элемент плоского сада - газон, окаймленный строгим бордюром из стриженого самшита или мирта.

    В Испании в VIII-IX вв. после завоевания ее маврами возник испано-мавританский сад "патио". Он происходит одновременно от атриума античного Рима и средневекового монастырского сада. Прекрасные патио находятся в дворцовом ансамбле Альгамбры - это дворик мирт, дворик львов и другие.

    Мастера Возрождения украсили свои террасы фигурными стрижками, боскетами (зелеными стенами), замкнутыми по периметру лентами живой изгороди вдоль дорожек. Их творческая фантазия создала такие шедевры как сад виллы Фарнезе в Капрарола, сад виллы Альбани в Риме и другие. Сады Бобболи во Флоренции - это пример чистого барокко. Важной особенностью садов эпохи Возрождения и барокко в Италии являются их архитектурность.

    Господствовавший в итальянских садах и парках VI-XVII вв. регулярный тип ландшафта в сочетании со стрижкой в дальнейшем распространился по всей Европе. Особенно широкое развитие он получил во Франции.

    Высокий классицизм Версаля наиболее полно воплотил возможности стрижки. Начало истории Версаля было положено не Людовиком XIV, а его министром финансов Фуке. Для него в 1656-61 гг. был построен в городе Мен самый величественный и поражающий роскошью и размахом замок Во-Ле-Викомт, сослуживший своему владельцу дурную службу. Фуке, будучи чрезвычайно самолюбивым и тщеславным, решил поразить Людовика XIV и двор, устроив пышное празднество... Посетивший праздник Людовик был неприятно удивлен роскошью, намного превосходившей королевскую.

    Через три недели Фуке был заточен в Бастилию. Нанесенная обида была так сильна, что король решает создать собственную резиденцию, которая бы превосходила великолепием Во-Ле-Викомт. Выбор пал на местечко Версаль - охотничьи угодья своего отца - короля Людовика XIII.

    Андре Ленотр (автор парка в Во-Ле-Викомт) блестяще справляется со своей задачей. Он создает принципиально новый для своего времени парк -регулярный. Версальский парк является образцом точного геометрического разделения площадей. Все здесь обработано и рассчитано с математической точностью, все имеет строгие геометрические формы и пропорции: ровные, строго очерченные газоны и водные поверхности, геометрические массы стриженых лип, грабов, тисов и самшитов, замкнутые стены лесных массивов. "Король садовников" Ленотр открыл новую страницу в истории садово-паркового искусства и породил создание регулярных парков по всей Европе: Вилландри во Франции, Сан-Суси в Германии, Шербрун в Австрии, Летний сад, Петергоф и усадьба Петровское-Разумовское, парк которой стал своего рода миниатюрным Версалем, в России.

    Для современных людей создание такой искусственной распланированной ландшафтной среды кажется абсурдной и непонятной, но для людей XVII в. регулярные сады являлись воплощением философских идей победы человека над природой в понятной и привлекательной форме, и в этом изобретательность и терпение садоводов не знали границ. Вычурностью стрижки особенно прославились голландские садоводы XVIII века, которые так искусно стригли липы, тис и самшит, что они переставали быть похожими на деревья.

    Регулярный стиль сохранил свою популярность на протяжение XVII-XVIII веков. Во второй половине XVIII в. на смену классицизма приходит пейзажный стиль. Увлечение пейзажным стилем не исключило стрижку (знаменитый английский газон - это не что иное, как разновидность декоративной стрижки).

    Английский пейзажный парк обязательно включал лабиринт, стены которого - живая изгородь, - очень плотные от регулярной стрижки. Передний план пейзажного парка обязательно включал в себе стриженые элементы как переходные от человека к окружающей природе. Англичане, используя хвойные породы, ввели самые трудоемкие и эффектные фигурные стрижки в широкий обиход. Это уже пример эклектического стиля.

    Модерну присущи низкие и средние по высоте живые изгороди, но ему больше по душе перголы и трельяжи с плетистыми розами и вьющимся виноградом. Пост модерн вспомнил о веселых и необычных стрижках.

    Основные формы стрижки

    Боскет представляет собой замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное ее всех сторон высокими стенам (шпалерами) из плотно посаженных и подвергшихся специальной стрижке деревьев. Внутренность такого боскет; обычно используется для устройств; фонтанов, бассейнов, цветников, мест отдыха и спорта. Чтобы зеленые стены боскетов сохраняли свою форму, ветви деревьев привязывают к специальном каркасу, спрятанному в гуще растительности. Лучшим материалом для образования шпалер служат: из хвойных ель, туя западная, можжевельник виргинский и обыкновенный, а также лиственница; из лиственных - липа, вяз, берест, граб, клен полевой, бук. Чтобы сформировать красивую и прочную зеленую стену из растений, надо регулярно, правильно и своевременно производить стрижку.

    В зеленых стенах, окружающих боскет, иногда вырезают специальные ниши, в которых устанавливаются различные скульптурные произведения, хорошо выделяющиеся на однородном фоне стриженой зелени.

    Четкие внешние очертания боскетов создают прекрасную раму для открывающихся дальних перспектив.

    Живые изгороди - это низкие (от 50 до 3 м) длинные ленты кустов прямоугольные в плане, верхняя грань которых может принимать разные формы: волна, лестница, зубцы, полукруги. Наиболее красивы и устойчивы изгороди, имеющие в разрезе форму трапеции.

    Для образования живых изгородей пригодны многие из хорошо стригущихся кустарников, особенно бирючина, различные виды боярышников и кизильников, клен татарский, крушина слабительная, лох узколистный, смородина альпийская, целый ряд разновидностей чубушника, барбарисы.

    Именно благодаря своим четким линиям стриженая изгородь гармонично вписывается в любой сад, она не бывает навязчивой и подходит к любому архитектурному стилю, являясь приятным для глаз обрамлением других растений.

    Низкая живая изгородь (до 50 см) называется бордюром. Предназначены они главным образом для обрамления дорожек и площадок. Классическим растением для этих целей с древних времен является самшит. В наших условиях самшит зимует только под укрытием, его можно заменить низкорослыми видами кизильника или чубушника, смородиной альпийской карликовой, курильским чаем (пятилисточник), кленом Гиннала, барбарисом Тунберга и корейским, основными видами елей и карликовыми формами хвойных пород.

    Геометрическая стрижка. В декоративных целях кронам растений часто придают искусственную форму, что достигается обрезкой, подвязыванием и переплетением ветвей. Формовка бывает простая и сложная.

    При простой используется один вид геометрической формы; сложная - включает несколько элементов, которые придают растению скульптурный вид.

    Для оформления партеров рекомендуются отдельно стоящие стриженые растения - солитеры. Одиночные деревья можно стричь в форме куба, шара, конуса или пирамиды, других геометрических фигур.

    Деревьям и кустарникам в аллейных посадках можно придавать форму сводов, параллелепипедов и др. Возможны комбинации из растений с формованной и естественной кроной.

    Фигурные стрижки. Кусты и деревья образуют архитектурные формы - триумфальные арки, колонны, фонтаны, простые по силуэту, но узнаваемые по форме (сад Тропи-арк в Сан-Суси украшен стрижками в виде трехъярусной пирамиды, напоминающей фонтан). Самые неестественные, но причудливые - фигурные стрижки в виде животных, птиц, растений или предметов бытовой техники.

    Открытие культуры Востока познакомило европейцев со стрижкой в стиле тай, при которой сохраняется естественное движение основных стволов, унизанных стрижеными "шариками" зелени, сочетаются геометрические массы и плавные ветки. Бонсай - это тоже в какой-то степени искусство стрижки, в котором собраны воедино пространство и время, асимметрия и строгость, сдержанность и затаенность, глубина и естественность, спокойствие и утонченность - особенности, присущие всему искусству Востока.

    Достоинство такой геометрической или фигурной стрижек зависит от декоративных качеств выбранной породы дерева и от мастерства исполнителя. При подборе ассортимента необходимо принимать во внимание цвет листвы, окраску плодов, цветов, стволов и другие качества. Для фигурной стрижки отдельных деревьев обычно применяют те же виды и разновидности, что и для высоких стен и живых изгородей (очень изящен конус из обыкновенной ели).

    Из вечнозеленых растений пригодны для формовки ель обыкновенная, туя западная, можжевельник обыкновенный, тис ягодный, или европейский. Последний называют "аристократом" среди этих растений - благодаря крепким стволам и ветвям, компактной кроне, можно придавать ему точные геометрические формы, а темная хвоя гармонично контрастирует с газонами, различными покрытиями и служит прекрасным фоном для цветов.

    Из лиственных пород для этих целей подходят клены Гиннала и татарский, липа, боярышник, кизильник блестящий ("северный самшит"), чубушники.

    Чтобы подчеркнуть скульптурные и пластические качества декоративной формовки растений в вечернее время используется подсветка. Особенно эффектно выглядят отдельно стоящие освещенные экземпляры. Белый свет хорошо выявляет декоративные качества естественной окраски деревьев и кустарников. Для создания иллюзии весенней или осенней окраски листвы прибегают к различным сочетаниям желтых, зеленых, розовых и синих ламп.

    Стрижка: за и против

    При помощи стрижки можно добиться эффекта зрительного увеличения пространства: если стричь деревья на переднем плане чуть ниже, чем на заднем, то усиливается перспектива. Располагая изящные низкие кусты мелкими яркими листьями впереди, а деревья с холодным оттенком листвы и простых форм - можно визуально раздвинуть границы участка. Действуя аналогичными приемами, наоборот, зрительно, - сократить длинные утомительные дорожки и аллеи.

    Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоустройства, повышающим ценность общего облика сада, как в декоративном, так и в хозяйственном отношении. Живые изгороди частично заменяют некоторые архитектурные сооружения - решетки, парапеты и различные ограждения.

    Стрижка - это плотность лиственной массы, задерживающая пыль и ветер, непрошеных гостей. Стриженая живая изгородь более декоративна унылого, глухого деревянного забора, долговечнее его и экономичнее (не требует покраски), занимает меньше места, чем не стригущаяся живая изгородь. Стрижка выполняет и другие чисто утилитарные функции, являясь декоративным ограждением бытовых зон, маскировкой мусорных баков и т. п. Стрижка - жилая добавочная комната на открытом воздухе.

    Благодаря замене сооружений из камня, металла и обработанного дерева сооружениями из живых растений сад, несомненно, выигрывает в гигиеническом и декоративном отношениях.

    Перечень "за" можно продолжать, есть всего два "против" - время и тщательный и терпеливый уход. На создание хорошего бордюра или средневысокой живой изгороди уходит от 3 до 10 лет в зависимости от применяемой древесной породы. Неправильной и несвоевременной стрижкой можно полностью погубить работу предыдущих лет.

    Привлекательный силуэт работает круглогодично, непривычное останавливает взгляд, а любое украшение производит положительный эмоциональный эффект.